Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Все об агростраховании
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Top.Mail.Ru

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств.
Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью "Рассылки" или "Статистики разделов" на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь "Расширенным поиском". Возможна также подборка по теме.
Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.


   В этот день 10 лет назад  |  все материалы раздела »

  РИА Новости, 10 января 2015 г.

Законопроект о помощи гражданам, утратившим имущество из-за ЧС, внесен в Госдуму РФ

Правительство России распорядилось внести в Госдуму законопроект об оказании помощи гражданам на восстановление имущества, утраченного в результате стихийных бедствий, сообщается на сайте кабмина в субботу.  [...]



  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


Финансы, 14 сентября 2001 г.

Перспективы государственного и частного страхования политических рисков
2080 просмотров

Сегодня перед Россией стоит вопрос развития экспорта и расширения своего участия на международных торговых рынках. От стабильного экспорта напрямую зависит то, что называется экономической безопасностью государства. Экспорт, в конечном итоге, является источником обслуживания внешнего долга и должен позволять осуществлять импорт, необходимый для обеспечения жизнедеятельности народа и государства.

Следовательно, государство заинтересовано в развитии экспорта, причем не только осуществляемого государственными предприятиями, но и экспорта частных отечественных компаний. Существуют различные рычаги стимулирования. Один из них — страхование политических рисков. Данный сектор страховой деятельности призван оказывать содействие в развитии торговых операций со странами с нестабильной экономической и политической ситуацией. Такие страны являются потенциально крупными рынками сбыта с растущим потреблением.

В странах с рыночной экономикой данная проблема решается уже на протяжении многих десятилетий. Создание в первой половине двадцатого века во многих европейских странах новых государственных организаций по предоставлению страхового покрытия при международных операциях фактически стало одним из элементов формирования современного международного рынка товаров и капитала. Впоследствии данные структуры получили общее название экспортных кредитных агентств.

Политическое разделение естественным образом приводит, в том числе, и к усложнению проведения международных торговых и финансовых операций по причине повышения риска. Но государство не может себе позволить ограничить рынок сбыта производимой ее предприятиями продукции, действуя только из политических соображений. Это также является одним из доказательств того факта, что понятие политических рисков не может рассматриваться исключительно в политической плоскости. За любым административным решением стоят те или иные экономические интересы. Современный мир подразумевает обязательную для каждого народа защиту своих интересов.

Создание одной из первых современных организаций по гарантированию экспорта — немецкой компании «Гермес» — относится к 1917 г. Позднее правительство Германии доверило частной компании «Гермес» управление политическими рисками от имени и за счет государства. «Гермес» сам оценивает и принимает решения в отношении полученных заявлений на страхование в рамках определенного лимита в соответствии с условиями, утвержденными Межминистерским комитетом по экспортным гарантиям (Export credit Financing systems in OECD members and non-members countries. Pans, OECD Publications, 1995-1997, Germany, p 2). Федеральное правительство Германии может предоставлять покрытие на общую сумму, устанавливаемую ежегодно Парламентом. Убытки оплачиваются из бюджета, в который поступают собранные премии и взысканные задолженности по ранее оплаченным убыткам.

Во Франции в 1928 году при Министерстве торговли была создана Комиссия по кредитному страхованию, которая должна была заниматься обеспечением защиты от рисков, покрытие от которых не предоставлялось частными компаниями. А в 1946 г. была создана компания COFACE (КОФАС), покрывающая от имени и за счет государства риски французских экспортеров и инвесторов в рамках кратко— и среднесрочного страхования экспортных кредитов (коммерческие и политические риски, связанные с крупными экспортными контрактами) и инвестиционного страхования экспортных кредитов (политические риски). КОФАС понимает под политическим риском «войну, восстание, революцию, единовластные решения иностранных правительств, препятствующие выполнению застрахованного контракта». Сюда можно добавить и решение французского правительства о запрете экспортной операции. Также к политическим рискам относится и риск запрета на перевод, который выражается в невозможности для дебитора, урегулировавшего долг в национальной валюте, произвести оплату, перевод денежных средств в иностранной валюте. В категорию политических рисков включается и отказ государственного покупателя от выплаты долга («COFACE : les assurances pour prospecter de nouveaux marches, developper vos exportations, proteger vos creances a 1'etranger». COFACE. Presentation Generate. Janvier 1994. pp. 10-11).

В Англии правительство предоставило право покрытия политических рисков Департаменту гарантий по экспортным кредитам (ДГЭК), образованному в 1919 г. Созданный в целях содействия развитию британского экспорта путем страхования риска неплатежа, ДГЭК сегодня предлагает следующие услуги — гарантии банкам от риска невозврата кредитов, предоставленных иностранным покупателям британских товаров, кредитование экспорта по сниженным процентным ставкам; страхование британских экспортеров от риска неплатежа иностранных покупателей. В последнем случае ДГЭК предоставляет страховую защиту как от коммерческих, так и от политических рисков, способных помешать осуществлению экспортного контракта на стадии производства или при предоставлении кредита Он также предлагает страхование инвестиций, которым могут воспользоваться британские предприятия, осуществляющие прямые или портфельные капиталовложения за рубежом. При этом страхуемыми рисками являются военные действия, экспроприация и введение ограничений на вывоз имущества. При страховании экспорта глобальные краткосрочные полисы покрывают риски неплатежеспособности, отказ от оплаты покупателем товаров (работ, услуг), отказ от приема товаров после их отправки, а также политические риски: задержки при трансферте валюты, военные действия, народные волнения. Наконец, ДГЭК предлагает страхование от необоснованного вызова гарантии и от расторжения контракта с частным покупателем по политическим причинам или форс-мажорным обстоятельствам.

Организация аналогичных государственных структур проводилась в то же время в Дании, Бельгии, Голландии и другие европейских странах. Процесс развития и создания государственных агентств был очень активным и в последние десятилетия, в частности в Восточной Европе.

Предпочтение именно государственных структур было обусловлено тем, что политические риски считались не поддающимися страхованию частными компаниями. В качестве аргументов приводились непредсказуемость риска, его катастрофический характер, технические трудности при управлении им и недостаточность капитала частных страховщиков для управления крупными и сложными рисками. Деятельность же государственной компании в первую очередь основывалась не на возможности достоверной оценки риска, а на необходимости и возможности покрытия данного риска экспортером за счет государственных фондов, не только с учетом его, но и государственных интересов, состоящих в развитии национального экспорта.

Можно говорить о некоторых особенных характеристиках работы государственных агентств, присущих им вне зависимости от страны нахождения и вида гарантируемых операций. Во-первых, покрытие от политических рисков предоставляется ими только отечественным компаниям. Во-вторых, покрытие предоставляется только тем отраслям, развитие которые носит приоритетный с точки зрения государства характер. Кроме того, при решении вопроса о предоставлении покрытия от политических рисков важнейшую роль играет следующее обстоятельство, какой стране предназначается это покрытие.

Принципы работы государственных экспортных кредитных агентств привели к таким результатам, которые не могли не вызвать переоценку деятельности данных структур. Существуют два основных фактора, повлиявших на изменение их положения. Во-первых, стало очевидным, что деятельность по государственному гарантированию экспорта может быть убыточной и приносить дополнительную нагрузку на государственный бюджет. Подобная ситуация объясняется либо неэффективным управлением, либо, что важнее, изменениями международного рынка и самих рисков. Проблема заключается в том, что растущая глобализация и международная конкуренция приводят агентства к необходимости предоставлять покрытие по новым, более рискованным проектам, увеличивающим убыточность операций. Именно таким путем обеспечиваются конкурентные преимущества отечественных экспортеров. Но и государственный бюджет не может безгранично принимать на себя все больше и больше убытков агентств. В то же время растущая международная конкуренция и глобализация привели не только к унификации условий работы государственных кредитных агентств, но и к унификации ставок страховой премии, что опять-таки неизбежно отрицательно влияет на финансовые результаты государственных страховщиков. Убытки измеряются миллиардами долларов ежегодно. В нижеследующей таблице приведены показатели общих сумм убытков (собранные премии плюс взысканные задолженности по оплаченным убыткам минус выплаченные страховые возмещения) в миллионах долларов США четырех крупнейших европейских государственных агентств (немецкий «Гермес», французский КОФАС, великобританский ДГЭК и итальянская САЧЕ) (Источник. Colloque «Risque Politique», Palais des Congres, Paris, 3 octobre 1995).

Другим отрицательным фактором для государственных страховщиков стала неприемлемость принципов их деятельности, о которых уже говорилось выше, в условиях изменяющегося рынка и растущей глобализации.

И на этом фоне кризиса самого института государственного гарантирования экспортных кредитов получило развитие страхование политических рисков частными страховщиками. К восьмидесятым годам частные страховые компании уже накопили достаточный капитал, чтобы заниматься подобными рисками, а кроме того изменился подход к самой возможности коммерческого страхования политических рисков. Если ранее политический риск рассматривался исключительно как суверенный риск, т.е. связанный с возможностью исполнения государством своих международных обязательств, то теперь стали рассматривать риск проекта. Риск по поставкам товаров первой необходимости для населения оценивается иначе, чем предметов роскоши. У каждого государства есть спрос на те или иные жизненно необходимые товары, которые приходится приобретать на международном рынке. Таким образом, у частного страхового рынка появилась возможность проводить оценку и селекцию рисков, предложенных на страхование. И в то же время часть спроса на страховое покрытие политических рисков оставалась не удовлетворенной государственными агентствами.

Частное страхование столкнулось с рядом сложностей, главная из которых — технические трудности оценки подобных рисков. Но практика доказывает, что политические риски являются технически страхуемыми и страховые операции в данной области могут быть рентабельными. Долгое время политические риски относились к разряду нестрахуемых по причине сложности их предвидения, их катастрофического характера. Это исключительно важно для частных страховщиков, так как их деятельность обусловлена необходимостью достижения рентабельности страхового бизнеса. В данном случае они находятся в более выгодном положении, что связанно с их независимостью от государственных интересов. Это преимущество выражается в возможности производить более тщательную селекцию рисков при формировании страхового портфеля.

Частное страхование демонстрирует гибкость, что выливается в преимущество для клиента в плане быстроты принятия решения и быстроты его реализации на практике. Страховщики могут покрывать каждый риск, входящий в группу политических, по отдельности и в целом; иногда возможно и страхование операции, осуществление которой началось до подачи заявки на страхование.

Частные страховщики принимают на страхование и иностранные предприятия, а не только национальных экспортеров. Они могут участвовать в финансировании проекта, не требуя банковских гарантий, тогда как их предоставление является необходимым условием для участия в проекте государственного страховщика.

Это объясняется тем, что частное страхование политических рисков — это скорее разделение ответственности, чем перевод риска. Поэтому страхователь обязан прикладывать все усилия, чтобы избежать возможных разногласий, и именно для этого отношения страховщика и клиента строятся на принципе сотрудничества и партнерства.

Первая особенность андеррайтинга политических рисков связана с тем, что эти риски определяются постоянно изменяющимся миром, находящимся в движении к единому международному порядку в области законодательства и торговли, который мог бы где бы то ни было и в любой момент времени затрагивать проявления национального суверенитета (Encyclopedic de 1'Assurance sous la direction de F Ewald et J -H Lorenzi, 1998, article «Risques politiques» par L Habib-Deloncle P 1217). Национальный суверенитет всегда является основой власти и государственности, в то время как международный порядок действует только на добровольной основе со стороны тех, кто к нему присоединяется. Однако по причине возрастающей взаимозависимости между экономиками разных стран, те страны, которые пытаются уклониться от своих международных обязательств, рискуют столкнуться с более тяжелыми отрицательными последствиями по сравнению с выгодой от таких действий.

Во-вторых, постоянно изменяясь, политические риски соединяют в себе катастрофический характер (что выражается либо в самой природе событий — к примеру, война в Персидском заливе — либо в размерах рассматриваемых активов или операций) с феноменом их малой частоты по отношению к сумме обязательств.

В-третьих, с точки зрения закона больших чисел, политические риски плохо поддаются вероятностному анализу и актуарным расчетам, равно как они требуют управления во времени и на все более долгие периоды. Но зато политические риски предоставляют существенные возможности взыскания убытков. Эти возможности связаны с вечностью государств и их обязательств, а это приводит к тому, что убытки, с позиций страховщика, редко относятся в разряд окончательных потерь.

Частный рынок в настоящее время может предложить экспортерам целую серию страховых покрытий, включающих в себя риски одностороннего расторжения контракта, риски неплатежа, военных действий, эмбарго, запрета на перевод и пр., покрывая риски, как по частным иностранным покупателям, так и по государственным. При страховании инвестиций частные страховщики, опять-таки в отличие от государственных, предусматривающих очень жесткие избирательные условия для страхования инвестиционных проектов, могут в принципе предоставить покрытие по любым инвестициям, вне зависимости от интересов национальной экономики и принадлежности страхователя к тому или иному сектору экономики.

Помимо государственных агентств и частных страховщиков необходимо отметить и третий вид организаций, предоставляющих покрытие от политических рисков — международные агентства. В качестве примера можно привести Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МИГА). Целью деятельности МИГА является «стимулирование инвестиционных вложений, содействующих экономическому росту развивающихся стран» (MIGA Annual Report 1997, р 11). МИГА использует такие механизмы, как предоставление гарантий и страховых покрытий против потерь от политических рисков и оказание консультационных услуг правительствам развивающихся стран в целях создания благоприятного инвестиционного климата МИГА распространяет свою деятельность только на страны, подписавшие Конвенцию МИГА. Т.е. государство, резидентом которого является предприятие-страхователь, и страна — реципиент инвестиций, должны входить в группу Всемирного банка и подписаться на капитал МИГА (MIGA Press Release Washington D С 21 09 1997 P 3 ).

Один из наиболее интересных вопросов в области перспектив развития государственного и частного рынка страхования политических рисков заключается в том, будет ли и в будущем существовать определенный паритет между этими частями рынка и если да, то насколько долго. Конкуренция между государственными и частными страховщиками постоянно растет. На стороне частных стоят их более высокая свобода управления рисками и страховыми портфелями и возможность покрытия крупных рисков и большой кумуляции по странам за счет рыночных инструментов, в частности перестрахования, которые недоступны государственным агентствам.

Необходимо отметить тот интересный факт, что с развитием конкуренции государственные агентства все больше становятся похожими на частных страховщиков. Для обеспечения своей жизнеспособности им приходится применять те же рыночные методы, что используются частными компаниями. Не означает ли это, что может наступить конец государственному страхованию в его изначальном варианте, несмотря на особое положение агентства в государстве? На наш взгляд, будет сохраняться наметившаяся в последние годы тенденция сужения поля деятельности государственных агентств. С накоплением капитала и опыта, частные страховщики будут занимать все большую долю рынка страхования политических рисков. В руках же государственных агентств останется наиболее рискованный сектор, характеризующийся длительными сроками и крупными суммами рисков, от покрытия которых пока не может полностью отказаться государство.

Что же касается применения в России международного опыта в области страхования политических рисков, то здесь возникает множество вопросов и проблем. Польза государственных экспортных кредитных агентств очевидна. Но готова ли к этому Россия? Ясно, что в случае создания государственной структуры по страхованию политических рисков по подобию аналогичных европейских компаний в России найдет свое применение. Но необходимо учитывать, что уже с первого года своей деятельности такая организация может стать дополнительной расходной статьей государственного бюджета. Данные расходы могут быть оправданы только в случае высокого профессионализма ее деятельности, направленной на обеспечение доступа российским экспортерам на новые иностранные рынки. Но в этом нет полной уверенности. Основная проблема заключается в том, что само по себе государственное страхование политических рисков не имеет смысла в отрыве ото всех прочих мер по благоприятствованию национальному экспорту. А именно без обеспечения технического перевооружения отечественных предприятий, специального налогового режима для приоритетных отраслей отечественного экспорта, а также одновременно сильного контроля за поступлением валютной выручки в Россию.

Но даже при выполнении всех перечисленных условий остается вопрос, какие именно отрасли и предприятия необходимо поддерживать путем предоставления подобного страхового покрытия? Большую часть российского экспорта составляют природные ресурсы. Торговля нефтью, газом и лесом не требует такой специальной государственной программы. Данные товары являются биржевыми и их рынки не страдают снижением спроса, вопрос заключается главным образом в цене. Основной задачей агентств является содействие отечественным производителям оборудования, технологий, товаров повседневного спроса. То есть работа в тех областях, где сбыт зависит от возможности продавца предоставить товарный кредит либо финансирование.

Учитывая все вышесказанное, нельзя с уверенностью говорить о том, что в России уже завтра нужно создавать государственное агентство по страхованию экспорта. У России уже есть опыт создания Росэксимгаранта, многолетняя деятельность которого до сих пор не сделала страхование экспортных кредитов широко распространенной на российском рынке услугой.

Что же касается частного страхования политических рисков в России, то данное перспективное, на наш взгляд, направление находится только в зародышевом состоянии. Страховщикам тяжело говорить о страховании политических рисков в стране, где застрахована лишь малая часть классических имущественных рисков. В то же время Ингосстрах еще до кризиса 1998 г. официально объявил о начале своей международной программы по страхованию политических рисков для российских экспортеров, которая успешно развивается и в настоящее время. То есть определенная надежда на развитие частного страхового рынка политических рисков существует.

М.Ю. КАРЯКИН,
Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова

Год
1981
1982
1983
1984
1985
1986
1987
1988
1989
Общая сумма прибыли (убытка)
+99
-642
-1427
-1492
-1259
-2492
-2480
-4256
-3431
Год
1990
1991
1992
1993
1994
Всего за период 1982-1994
Общая сумма прибыли (убытка)
-5154
-4263
-3272
-4781
-4015
-38964


  Вся пресса за 14 сентября 2001 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: Иные виды страхования, Исследования, За рубежом, Управление риском

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Текущая пресса

10 января 2025 г.

Российская газета, 10 января 2025 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. № 555-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»

Интерфакс, 10 января 2025 г.
В Думе предложили обязать страховщиков заранее сообщать о завершении договора ОСАГО

Башинформ, Уфа, 10 января 2025 г.
АПК Башкирии получил 240 млн рублей на поддержку агрострахования

zakon.kz, 10 января 2025 г.
Страховой рынок Казахстана улучшает показатели

Бел.Ru, Белгород, 10 января 2025 г.
Как белгородский бизнес, пострадавший при обстрелах, «борется» со страховщиками?

Финмаркет, 10 января 2025 г.
В январе-сентябре сборы страховщиков РФ по договорам ОСГОП увеличились на 22,6%

Финмаркет, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн руб.

Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Лесные пожары в Лос-Анджелесе могут причинить экономический ущерб в более чем $52 млрд

Континент Сибирь, Новосибирск, 10 января 2025 г.
По мотивам прошлогодних аварий: в Новосибирске суд решил взыскать страховое возмещение в пользу УК

Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Сумма страховых убытков от природных катастроф в 2024 году оценивается в $140 млрд

Финмаркет, 10 января 2025 г.
ФАС определила параметры оценки размера финорганизаций для предварительного согласования сделок

Парламентская газета, 10 января 2025 г.
Депутат Нилов: Автомобилистов надо не штрафовать, а предупреждать

Frank Media, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн рублей

За рулем, 10 января 2025 г.
Автовладельцев заблаговременно проинформируют об окончании срока действия полиса

МК в Запорожье, 10 января 2025 г.
Жители Запорожья оформили свыше 9 тысяч договоров ОСАГО за зимние каникулы

Ура.Ru, Екатеринбург, 10 января 2025 г.
Крупная страховая компания в США бросила своих клиентов на фоне пожаров в Калифронии

Рязанские новости, 10 января 2025 г.
ТФОМС требует от рязанской районной больницы более 3 млн рублей пеней


  Остальные материалы за 10 января 2025 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail, на свой сайт